Абхазия богата многовековыми храмами, их на ее территории насчитывается около 140. Один из красивейших и со сложной судьбой — Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы. Древнее христианское святилище было возведено в 960-970-х годах абхазским царем Леоном III в селе Моква (Мыку, Мокви), в Очамчирском районе. В свое время храм был значимым сооружением, которое являлось центром религиозной жизни абхазов. Это уникальный пятинефный крестово-купольный собор в Абхазии. Он действующий, но разрушается, требует реставрации и ремонта. За храмом присматривает сторож и, когда необходимо, открывает двери для посетителей. Примерно раз-два в неделю приезжает священник и проводит богослужения. Сейчас это больше культурный объект нежели культовый, однако храм является постоянным местом паломничества верующих людей и священнослужителей.
В соборе перед алтарем похоронен князь Абхазии — Михаил Шеваршидзе. Когда-то храм изнутри был великолепно украшен, своды и стены покрывала искусная фресковая живопись, мозаика, алтарь отделял мраморный иконостас с колоннами, пол был украшен орнаментом. Снаружи архитектурное сооружение декорировали всевозможные резные каменные карнизы. Храм просуществовал многие века как кафедральный храм Абжуйской епархии. Турки во времена нашествий грабили его несколько раз. После разгромов и последующих восстановительных работ сооружение дожило до наших дней в относительно хорошем состоянии, все основные элементы целы, но уже представлены в дизайне XIX века. Сейчас интерьер и отделка храма довольно простые, с трудом можно разобрать на стенах несколько оставшихся ликов святых. Однако, это светлое атмосферное место обладает удивительной энергетикой.
История храма в Мокве
Собор в Мокве был построен на закате Абхазского царства в X веке. Начиналось строительство в богатом и влиятельном государстве под началом правления Леона III, а заканчивалось в обнищавшей и погрязшей в анархии стране. Во времена правления Леона страна падет и, спустя несколько лет Абхазия станет частью Грузинского царства.
В храме когда-то располагались и женский монастырь, и епископская кафедра, служившая местом захоронения архиепископов.
В конце XVII столетия Моквский собор был разграблен. Место было покинуто и заброшено, много святых реликвий было вывезено за пределы страны по разным местам.
Известный востоковед и археолог М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848 году, писал о нем, что величественное сооружение, опутанное сетью ползучих растений, его кровля и купол, превращенные в воздушный сад, — все это приводит людей в удивление, при этом осколки цветного стекла, обломанные карнизы, обрушившиеся паперти угнетают зрелище.
В 50-х годах XIX века собор отреставрировали. Появился новый пол из известняковых плит, в западной части храма пристроили придел. В результате реставрации изменился экстерьер храма, исчезли интересные его элементы — резные каменные карнизы, черепичная крыша. Ее заменили железным кровельным покрытием. Внутри собора тоже не стали детально все обновлять. Просто покрыли каменные стены штукатуркой, в том числе и старинные росписи и мозаику. В это же время собор превратили в усыпальницу, где были захоронены последний князь Абхазии – Михаил Шервашидзе, его жена, сын, абхазские военачальники и другие известные и статусные люди того времени.
В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии на базе храма основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а после революции он был снова разграблен.
Из стен собора похитили и вывезли за границу ценное Евангелие 1300 года, принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре. В 80-х годах XX века Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в городе Тбилиси, в рукописном отделе музея Искусств Грузии.
В 1968 году отмечался 1000-летний юбилей Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация.
Храм в наши дни
Сейчас службы в Моквском соборе проходят нечасто, бывает 1–2 раза в неделю, но чаще всего он пустует, однако двери для туристов и прихожан всегда открыты. Если храм закрыт, можно попросить открыть, обратившись в дом, примыкающий к храму, там Вы найдете сторожа.
Экскурсоводы привозят сюда туристов, и храм функционирует в большей степени как историко-архитектурный объект, при этом паломники, верующие и священнослужители посещают его, чтобы поклониться и помолиться.
Помимо архитектурных и духовных ценностей, которые привлекают посетителей, здесь интересно посмотреть захоронения абхазского князя и его семьи. Белые мраморные надгробия стоят перед алтарем в центре храма. Надписи на плитах выгравированы грузинским шрифтом асомтаврули. Примечательно то, что грузинские надписи сохранились, абхазы обычно затирали всю грузинскую символику. Здесь же все осталось в первозданном виде.